ЗУ подразделяют на 4 типа: импульсные, трансформаторные, конденсаторные и аккумуляторные. Первые модели основаны на генерации высокой частоты, которая повышает выходное напряжение, поступающее по сети. Они легкие, компактные и могут быть применены для разных схем заряда. Комбинированные - самые эффективные среди них. А вот принцип работы: идет обычная зарядка с постоянным током. Потом, после определенного времени или значения, устройство переключается на переменный ток. Таким образом, значение снижается до нуля, а напряжение нормализуется. Такой комбинированный метод избавляет от многих неприятных последствий.
А вот трансформаторные зарядные устройства, в отличие от импульсных, много весят и являются габаритными. Они не совсем удобные, зато традиционные и надежные. К существенным их преимуществам относят: доступность запчастей, низкую стоимость, защита от короткого замыкания, стабильность питания при заданном напряжении, простота ремонта и монтажа. Конечно, недостатки тоже есть (например, вероятность испарения электролита, большие размеры и вес), но плюсов гораздо больше.
Немногие автомобилисты знакомы с конденсаторными ПЗУ. А зря! У них нет аккумулятора, зато есть конденсатор, который быстро аккумулирует мощность и так же быстро отдает ее. Такой «пускач» заряжается примерно за 1-2 минуты. И зарядиться может даже от севшего аккумулятора или прикуривателя. Плюс его в том, что он не стареет быстро, как АКБ в пуско-зарядном устройстве. Устройство может валяться в холоде, сырости, а при необходимости сильно выручить. А теперь главный минус - не заряжает ноутбук, гаджеты и нельзя оставить надолго подключенным к мертвой АКБ.
Наибольшее распространение получили аккумуляторные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов. Механизм их работы очень примитивен: они сначала заряжают аккумулятор, а потом запускают двигатель. Пожалуй, это самый идеальный вариант для легковой машины
Пусковые устройства будут оправданы, когда нужно куда-то срочно поехать, но заряжать аккумулятор нет времени. Они подойдут ко всем ТС с электрической системой на 12 В. Не нужно переживать, энергии хватит на трактор, катер и даже грузовую машину! Внутри него находится герметичный аккумулятор, который привычек к любым погодным/температурным условиям и не требует розетку. Кстати, заряжать его нужно сразу на 12 часов после запуска двигателя (в момент простоя - раз в три месяца).
Зарядные модели восстанавливают заряд за определенный период модели, который имеет конкретная каждая модель. Они будут нужна так называемым «автовладельцам, которые временно стали пешеходами». К примеру, после долгого стояния машины зимой в гараже, весной ее нужно завести. В таком случае к ЗУ на ночь следует подключить аккумулятор, чтобы запустить двигатель.
Пуско-зарядные устройства так прозвали, потому что способны выполнить сразу 2 функции - запустить двигатель ТС и зарядить аккумулятор. По способу работы он бывает 2 типов: автоматический и традиционный. Первый вид позволяет регулировать работу оборудования и устанавливать силу тока. Он имеет защиту от перегрузки и случайного замыкания. А традиционный славится своей дешевизной и простой использования.
Многие ЗУ на сегодня работают либо по режиму стабилизации тока, либо по стабилизации напряжения. В первом случае, работа идет быстрее. Только чтобы предупредить повреждение, на фазе завершения зарядки величина тока немного уменьшается. При стабилизации напряжения, сила тока во время всей процедуры изменяется, а вот напряжение остается неименным. А в самом конце зарядки показатель силы тока тоже идет на спад.
Кроме обычной зарядки, в некоторых устройствах может быть установлен режим Boost, который предназначен для быстрой зарядки (в течение 15 минут). Он выдает повышенный ток, которого хватает для запуска двигателя. Часто пользоваться таким помощником не рекомендуется, ведь можно посадить АКБ.
В приборе определенно должна быть возможность ограничения силы тока. Только в качестве исключения допускается приобретать маломощные ЗУ, которые максимум отдают 2-3 А. Некоторые модели предусматривают предустановку, позволяющую вручную самостоятельно установить максимально возможную силу тока.
Мало кто из покупателей обращает внимание на мощность. И как эта характеристика влияет? Предположим, что в понравившаяся модель обладает током в 10 А и мощностью в 100 Вт. А аккумулятор для автомобиля подзаряжается напряжением до 14,4 В. Чтобы устройство выдавало 10 А, оно должно иметь 144 В мощности. Логично? Получается, что производитель обманывает, а покупатель просто переплачивает деньги.
Напряжение и способ подключения
Бортсеть большинства легковых автомобилей работает с напряжением в 12 В, мототехники - 6 В, внедорожники, грузовики - 24 В. Если машина обычная легковая, то брать нужно соответственно прибор с напряжением 12 В. А теперь немного о способности аккумулятора. Чем он глубже разряжен, тем больше потребляет тока. ЗУ этот параметр нужно ограничить. Так, на самых первых этапах зарядки оптимальное значение напряжение равняется 13,1-13,5 В. В процессе заряда, показатели растут до максимально допустимого 14,4 В. Как эта информация поможет в выборе ЗУ? А в том, что автоматические модели сами могут позаботиться о правильном напряжении, но иногда «грешат». Устройства с ручными регулировками более равномерные. Гораздо все печально, с устройствами вообще нет автоматики и регулировок, ведь у них напряжение может доходить до 19 В. С такой эксплуатацией очень скоро аккумулятор «сдохнет».
По способу подключения зарядные устройства могут быть: стационарными и автономными (типа Power Bank). Агрегатов с автономным источником питания на рынке мало. Однако, их удобно использовать в экстренных случаях, при поездке загород или зарядки гаджетов (планшета, телефона).
В качестве вспомогательного функционала зарядных устройств могут подойти следующие опции:
- Десульфатация (восстанавливает электролит и пластины);
- Защита от перегрева и ошибочного подключения по полярности (предупреждает возможные проблемы с АКБ);
- Регулировка по силе тока (точная настройка под определенную АКБ);
- Предварительная разрядка (продляет срок службы аккумулятора);
- Индикаторы (показывают процесс подзарядки);
- Форсированный заряд (позволяет в течение 10 мин запустить двигатель).
Если говорить о стоимости, то самыми бюджетными являются трансформаторные зарядки. Но они пригодны только для работы с кислотными батареями. Автоматические модели зарядных устройств - самые оптимальные по цене и универсальные.
Программированные (интеллектуальные) приборы - самые дороги, но и удобные в применении. Конечно, на стоимость еще оказывает влияние сила тока и наличие/отсутствие дополнительных функций.
На качество исполнения тоже следует обратить внимание. Например, можно посмотреть на корпусе технические параметры, состояние проводов, качество швов и изоляции. Если замечены какие-то недостатки, то скорее всего, низкокачественное устройство изготовлено в Китае.